Загадка бизнеса и личности Артемия Лебедева
Легенда российского сегмента интернета, апостол современного веб-дизайна, бизнесмен и организатор успешных проектов, и всё это об одном человеке Артемии Андреевиче Лебедеве. Успех, который сопутствовал ему по жизни, гипнотизирует и притягивает внимание многих его почитателей, вот и я решил не оставаться в стороне и написать о нём самом, о его бизнесе, с точки зрения его коллеги, пришедшего в это направление творчества спустя 11 лет после его феерического старта. С вами Иван Бурыкин, о том, что я сегодня буду рассказывать, вы уже поняли сами.
А старт бизнеса Артемия Лебедева был действительно завораживающим, если брать за его отсчет — создание им в 1995 году студии WebDesign впоследствии переименованную в «Студию Артемия Лебедева». Под этим именем она стала знаменита на всю страну, заодно прославив и имя её создателя. В докризисном 2013-ом в ней трудилось более 300 сотрудников, при этом по разным оценкам компания осваивала, чуть ли не треть официальных заказов на рынке веб-дизайна – около 1 млрд рублей в год. Причем это лишь те сотрудники, которые непосредственно работали над дизайном: арт-директора, генераторы идей, художники, программисты, фотографы… Но, естественно, всё началось ещё до этой знаковой даты…
Как он сам это признает, возникновение желания заниматься дизайном, нужно отнести к 91 году, когда он создал себе портфолио из несуществующих компаний заказчиков и предложил его на всеобщее обозрение. Как несложно посчитать — прошло всего 4 оборота вокруг солнца до создания самой успешной компании рунета, занимающейся оформлением всего и вся, до чего только может дотянуться. Много это или мало? А это как посмотреть…
Небольшое пояснение: того интернета в том виде, к которому мы все сейчас привыкли тогда еще не существовало. Это сейчас любое изображение можно проверить на авторство и оригинальность за 5 секунд, тогда таких возможностей просто не существовало: не было соответствующих прикладных программ, наполненной базы изображений и логотипов, необходимых скоростей передачи данных, современных возможностей «железа». Тогда такой фокус с портфолио ещё мог прокатить.
Вот только не надо морализаторствовать о том, что он бизнес начал с обмана: Ай-я-яй, как плохо! Вспомним, что в тот момент ему было всего 16 лет… А как писал Адрэ Моруа — Если ты в молодости не мечтаешь завоевать весь мир, то позже тебе даже не хватит сил командовать пожарной командой! Пусть и не дословно, но суть я передал. В точку! Тем более что сей факт он не скрывает и все его поняли.
1991 год… Время, когда в нашей стране почти не было ни книг по дизайну, ни учебников. В СССР всё это проходило под названием техническая эстетика, даже институт соответствующий был. А вот литературы было мало, да и та специализированная и малодоступная. Изучалось всё на практике по принципу «подводной лодки». Есть такая шутка в ВМФ в связи с тем, что различных агрегатов и механизмов на субмарине множество и выучить их за один присест невозможно, то советуют поступать так – Когда стукнешься головой обо что-нибудь, или споткнешься зацепившись, то сразу посмотри как это называется и тогда точно запомнишь . Вот так тогда всё и изучалось, сравните это всё с современными возможностями… Не слабое сравнение выходит, не правда ли?
Так уж вышло, что революция в развитии персональных компьютеров, сети в целом, совпала со сменой формата страны. Учителей, которые знали эстетику оформления чего-либо, но при этом бы разбирались в компьютерных программах и языках, не существовало, от слова «вообще». Вот и оставался только «принцип субмарины». Интересное было время – это начало многих карьер и свершений для одних и одновременно время краха надежд, и смысла жизни для других. Почему я так заострил внимание именно на начале карьеры? Да потому что, юристы всегда доискиваются до того, с чего начался тот или иной конфликт. Профессиональные основы личности Артемия были заложены именно тогда, впоследствии он лишь развивал их. А вот его неотъемлемую сущность приспосабливаться под любые изменения и шагать в ногу со временем, он приобрел именно там, в начале пути.
Вот на это изучение и освоение практики профессии на компьютере и ушли эти 4 года. Как вспоминает сам апостол, он просто предлагал свои услуги дизайнера бизнесменам, показывая то самое знаменитое портфолио. И уже тогда этих заработанных средств хватало и на путешествия, и на развитие бизнеса. Были пробные шары по созданию ресурсов «А-квадрат», «Артографика», которые впоследствии выросли до самостоятельных проектов. Но главным достижением всё-таки стало основание своей студии имени себя любимого. Дело даже дошло до того, что это имя теперь зарегистрировано как товарный знак.
Это уже теперь, спустя более 20 лет с момента своего создания, империя студии может себе позволить отказаться от предложения заказчика, который не подошел по тем или иным критериям. Она выигрывает официальные тендеры на оформление тех или иных госкомпаний и выполняет пожелания частных структур, одни имена чего стоят: ЦБ России, Газпром, ВТБ, Яндекс и другие…
Теперь это уже не только программисты и оформители, это и своя служба безопасности, персонала, юридический отдел, бухгалтерия… И все они востребованы, необходимо не только набирать новых мастеров изображений, но и обеспечивать авторские права компании. Ведь количество уникальных проектов, разработанных внутри структуры только возрастает, это шрифты и интерьеры среды, гербы и логотипы, билборды и обложки и множество другого – всего, что связано с оформлением.
При этом сам автор проекта не тащит на себе весь этот груз, он грамотно распределил обязанности и назначил ответственных за направления деятельности, одних арт-директоров несколько имеется. Он может позволить себе путешествия по миру, фотографирует, ведет блоги и некоммерческие проекты, читает лекции студентам, любит женщин, был только официально женат несколько раз. Полнокровная жизнь – вот как это называется. Завидно?
Так в чем секрет личности и успеха бизнеса Артемия Лебедева? Лично моё ощущение, анализ и восприятие заключается в том, что он всегда и всюду занимался только тем, что ему интересно! Но главный его талант состоит не в этом, а в том, что он всегда умел сделать ТАК, чтобы это было интересно другим! И заказчикам и зрителям и слушателям, ВСЕМ! А уж как ТАКОЙ талант монетизировать это уже дело техники, вспомните тех наивных бизнесменов в 91-ом, которые покупали у него, по сути, — кота в мешке.
Быть интересным — первая обязанность малоизвестного автора. Право быть скучным принадлежит только тем созидателям, которые уже прославились! (Эдмунд Бёрк)
Всё верно, теперь даже тактические неудачи, такие как скандал с напольной разметкой для метрополитена, глупые суды с «Аэрофлотом», разрыв сотрудничества с Nokia, ведут к стратегической победе создателя – повышение известности и популярности. Да будет так!
До связи, Иван.