Как зарегистрировать логотип для своего бизнеса и не переплатить?

— В России разучились ценить деньги.
 — Ничего, мы заплатим воздухом.
Фразы их к/ф «Продавец воздуха»

Доброго всем времени суток, дорогие читатели. С вами Иван Бурыкин и рассказ о том, как можно практически ничего не делая, на регистрации логотипа, грести деньги лопатой. Тема актуальна для фрилансеров, веб-дизайнеров, предпринимателей и просто любопытствующих. Часто ко мне обращаются клиенты с просьбой о разработке логотипа (о том как я делаю логотипы есть пост тут), так же сразу интересуются — Как зарегистрировать логотип правильно? По говорим об этом. Поехали…

как зарегистрировать логотип

Направление это интересное, творческое и приносит неплохой доход. Мы работаем, придумываем эстетику и форму товарного знака, цвет или цвета «лейбла», а возможно и само название бизнеса. При этом, вполне возможно, встают вопросы о регистрации эмблемы. Что нам, как фрилансерам так и самим клиентам, надо при этом знать? smile

  1. Никто и никого палками не гонит, чтобы получить государственную регистрацию товарного знака (так юридическим языком называется логотип). Это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО! Единственное, чем мы при этом рискуем — это то, что разработанную нами эмблему могут, мягко говоря «позаимствовать» наши конкуренты. Но, если бизнес небольшой и достаточно конкретно локализован в пространстве, то делать этого никто не будет – никому не интересно. И только тогда, когда появились ПРИЗНАКИ того, что под вашей вывеской действуют аферисты, можно думать о госрегистрации в целях защиты. Но извините, это уже признаки того, что бизнес не мелкий, а средний, как минимум. А это уже другой масштаб и расценки.
  2. Полный комплект документов, включая Свидетельство о регистрации товарного знака и оплату госпошлин за экспертизы, будет стоить 30400 рублей. Что это даёт? Компания или предприятие имеет право поставить после логотипа букву «R» вписанную в кружок – в международном учете или сочетание букв «ТМ» в окружности, при российском. Это в свою очередь указывает на то, что все права на эмблему защищены, и копания имеет право подать в суд на любого, кто воспользуется данным символом и его дизайном. Так осуществляется защита.

Так, еще раз акцентирую ваше внимание на цифре – тридцать тысяч рублей. За Всё! Остальное, если не от лукавого, то точно, только, за посредничество между клиентом и Роспатентом. Минуточку, а сколько стоят справедливые посреднические услуги? Что-то мне внутри говорит, что эта цифра равна 10 процентам от сделки. Я не прав? Однако, на практике, мне пришлось с этим столкнуться, расценки фирм, рекламирующих эти посреднические услуги, вырастают на порядок и больше — до 80 тысяч рублей. И это не предел, я видел ценники и более 150 тысяч.

А что на деле? Оказывается, что и посредники нам совсем не нужны, всё прекрасно можно сделать и самому и или поручить подчиненным. Вот только сделать это могут только юридические лица в статусе индивидуальный предприниматель и выше. Вольным художникам в большинстве своём это недоступно, но вспомните на КОГО мы работаем? На клиентов, а у них такой статус точно есть! Так скиньте им ссылку на эту статью, пусть понимают, с ЧЕМ им предстоит столкнуться, уверен, что они будут вам благодарны за информацию, которая позволит им сэкономить средства. good

Вернемся к тому, что предпринимателям можно сделать всё самим. Все контактные данные Роспатента и международных центров учета прав можно посмотреть здесь. Причем, там даже указаны пароль и логин для входа в российскую систему поиска. Для подачи заявки на регистрацию вам понадобится заверить вашу цифровую подпись, что можно сделать в любом городе страны и установить необходимое программное обеспечение. Сложно? Мне понадобился один день. Оплачиваем первичную госпошлину за заявку и формальную экспертизу — 2700 рублей и высылаем всё это электронкой. Еще два подобных этапа и если всё в порядке (а чтобы было именно так, я поведаю, ниже), то в результате мы получаем на руки заветное свидетельство.

Еще одно, предлагая бизнесменам свои услуги, подобные посреднические компании естественно не разъясняют того факта, что регистрация НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА! И любой предприниматель может купить, тем самым, кота в мешке, который может ему и вовсе не нужен, тут ведь необходимо взвешенное решение. В качестве довеска на сайтах посредников указывается гарантия юридической защиты прав на товарный знак. Счаззз! А своему юристу мы за что платим? Пусть работает!

Вот потому я и назвал подобные посреднические фирмы – продавцами воздуха! Художникам фрилансерам и веб-дизайнерам приходится действительно думать: изобретать форму «лейбла», его цвет, название, шрифт, а то и сочетающиеся доменное имя, искать положительные и запоминающиеся ассоциации. Это непростой труд, а эти… Из ничего, из воздуха, гребут себе сверх плюшки в десятки тысяч.

И ведь как действуют хитро, то у них герб страны на здании мелькнет в шапке сайта, упомянуть Роспатент, там же, не забудут. Учится нам ещё и учиться, камрады веб-дизайнеры. yes

Я обещал рассказать о том, как нарисовать эмблему, чтобы она прошла все экспертизы на необходимую уникальность. Делать это нужно, даже если вы не собираетесь пока официально регистрировать товарный знак. Как знать наперед, а вдруг понадобиться? Лучше будет озаботиться этим заранее.

Вся доступные проверки делятся на два варианта. Это электронный поиск соответствий по каталогам и финальная оценка вполне себе живым экспертом в области художественного оформления. Если с электронным поиском всё достаточно просто, достаточно поместить эскиз символа компании в поисковую строку Гугла или Яндекса, то вам сразу станут доступны все похожие рисунки «лейблов». Оцените внешнюю похожесть эскиза на них и добавьте исключительности в рисунок. Так же ищем и уникальность названия.
Ведь именно так и будет действовать эксперт, он оценивает СУБЪЕКТИВНО — похож предлагаемый товарный знак на другие, или нет? Так же субъективно он и вынесет решение. Так вот, ваша задача как художника или веб-дизайнера сделать так, чтобы у него ни единого шанса не осталось найти эту самую похожесть. Только тогда можно быть уверенным, что экспертиза пройдет успешно. good

Что еще можно посоветовать с ходу? Название компании очень желательно делать, чем короче, тем лучше, так лучше запоминается. То же самое относится и к символу, чем он проще и эффектнее, тем больше шансов, что его не забудут. Включаем ассоциативную память на полную катушку и ищем положительные эмоции в максимально простых символах и словах. Понимаю, что это всё очень трудно, но успокою всех тем, что такие простые символы как молоток, серп, трилистник… сами по себе никому не принадлежат. Принадлежат их форма и цветовое решение. Вот ваша задача и состоит в том, чтобы придумать так, чтобы они были не похожи на другие.
Кстати, пестрить в цветах тоже нежелательно, и будет очень хорошо, если цвет вообще будет один, максимум два — три. Не забудьте того, что символы компании наносятся еще на саму продукцию, на коробки и упаковки с товарами, а там доступны только светлые и темные тона, такова технология. Ещё раз дублирую ссылку на пост о том, как я разрабатываю лого.

Вот вроде и всё, что я хотел сказать сегодня. Надеюсь на то, что всё это окажется полезным фрилансерам, дизайнерам и нашим клиентам, иногда наши стремления совпадают, как в данном случае.

До связи, Иван.

Комментировать

Почта не публикуется. Обязательные поля отмечены *