Как рассчитать фрилансеру среднюю цену на свои услуги?
Доброго времени суток! Сегодня, как и обычно, с вами говорит Иван Бурыкин. Как рассчитать среднюю цену на свои услуги ― это актуальный вопрос практически в любом виде бизнеса. Обозначить ее не так-то просто: и демпинг, и слишком высокая стоимость еще ни разу не приводили ни к чему хорошему (кстати, о демпинге я писал в предыдущем посте). Вы легко можете потерять уважение, как среди коллег, так и среди заказчиков, в результате оставшись у пустого корыта.
Но существует несколько методов, при помощи которых можно адекватно оценить свои услуги и тем самым никого не обидеть. В мире придумано несколько интересных методологий, позволяющих действительно зарабатывать. О них мы сегодня и поговорим!
- Себестоимость услуги
Достаточно часто за основу берут конкретно себестоимость выполняемой работы. То есть, если при разработке сайта вы нажгли света на 300 рублей и купили моделей и текстур на 3000 рублей, стартовой стоимостью работы станет сумма в 3300 рублей. В таком случае необходимо учесть абсолютно все затраты, даже косвенные. Это не слишком легко, но достаточно справедливо.
- Методы оценки
Также следует оценить и себестоимость самой работы. В нашей сфере это непросто ― если на заводе можно просто подсчитать, сколько вложено материалов в работу, то в копирайтинге или веб-дизайне так не получится. Узнайте, какая мера отсчета принята у вас в сфере, будь то количество часов в работе или же символов в тексте. Лучше брать самый общепринятый вариант.
- Дополнительные бонусы
После того, как вся себестоимость будет рассчитана, вы можете назначить определенные денежные бонусы и скидки. Так, занижают цену чаще всего в случае оптового заказа, а завышают ― из-за наличия определенных сложностей. Слишком нестандартный проект, очень сложный заказ, наличие дополнительных обязанностей ― все это значительно завышает цену вашей работы.
- Плюс за работу
Наконец, получив уже окончательную сумму, вы можете назначить процент конкретно за свои услуги. Определять его лучше опытным путем, действительно беспристрастно оценивая свой профессионализм. Если вы считаете, что делаете работу быстрее и лучше многих, можете смело прибавить к своей сумме еще несколько сотен или тысяч. Но не забывайте про объективность!
- Определенный процент
Второй, достаточно популярный у фрилансеров метод, ― это получение определенного процента за свои услуги. То есть, если вы переработали дизайн сайта, в результате чего его посещаемость увеличилась, а покупок стало больше ровно на 1000 рублей в месяц, вашей оплатой станет, к примеру, 30% от суммы появившегося дохода. Сумму более 50% брать не рекомендуется.
- Сложность в доверии
Такая методология считается наиболее честной как со стороны заказчика, так и со стороны руководителя. Она стимулирует работать качественнее, так как чем больше сделаешь ― тем больше будет. Но именно эта честность и стала камнем преткновения. Многие заказчики намеренно занижают результат, чтобы заплатить больше, чем должны. Поэтому провернуть эту схему можно только со знакомыми людьми.
- Сравнение с другими
Если ни один из методов вам не подошел, примените самый банальный, но в то же время достаточно действенный ― посмотрите, сколько за аналогичные услуги берут другие работники вашей сферы. Просмотрите с десяток предложений и найдите нечто среднее между ними. Также можете полистать биржи, глянув, сколько реально готовы платить заказчики.
- Ориентир по городу
Помните, что, если вы хотите работать в пределах своего города, ориентируйтесь на цены в этих же пределах. Стоимость любых услуг в Москве и в Ростове-на-Дону значительно отличаются друг от друга. Поэтому не пытайтесь смотреть на другие регионы или же начинайте работать сразу по всему миру. Во втором случае ваш друг ― среднее арифметическое.
- Главный критерий
Помните, что главный критерий при выборе человека, на чьи расценки вы будете равняться, ― это востребованность. Конечно, даже тысяча людей могут разместить в интернете предложение о создании сайта-визитки за пару миллионов, но разве кто-то к ним пойдет? Попытайтесь хотя бы на глаз оценить, насколько те успешны и как много заказов к ним поступают.
- Попытка равняться на профи
Но и тут следует быть осторожными. Вы можете взять расценки Артемия Лебедева, но это ни к чему не приведет. Пока еще никому не известный Василий Пупкин не может работать по цене, идентичной с людьми с мировыми именами. Если тому же Артемию уже доверяют миллионы, то вам ― человеку без опыта и портфолио ― такого пока не добиться. По крайней мере, в ближайшую пару лет.
- Опасность демпинга
Довольно плохим тоном в любой фрилансерской сфере считается демпинг. Под этим понятием скрывается намеренное занижение цен, чтобы получить заказ раньше конкурентов. То есть, если на примере: предложить сделать сайт за 100 рублей не стоит. Так вы не только испортите свою репутацию среди коллег, но и обозначите себя как дешевого специалиста, готового на все ради заказа. Подробнее о таком подходе, можете почитать здесь.
- Высокая стоимость
Вторая крайность этого процесса ― слишком высокая цена. Конечно, всем хочется зарабатывать миллионы, но свои возможности следует оценивать здраво. У вас есть возможность работать по бешеным расценкам, но для этого сначала необходимо сделать себе имя и репутацию.
- Возможные проблемы
Если же вы не учтете этот аспект, став в позу и решив, что можете ставить любые расценки, ничего катастрофического не случится. Вас никто не поругает, и вас не выкинут с биржи. Вы просто не станете востребованным специалистом. Никто не будет обращаться за вашими услугами, предпочитая или более дешевых, или более опытных работников.
- Умение продавать
Хотя, несмотря ни на что, у вас есть шанс работать по высокой цене в самой начале своей карьеры. Но для этого недостаточно просто быть фрилансером. Придется стать настоящим продавцом в лучшем смысле этого слова. Вы должны убедить человека в том, что действительно стоите своих денег. Продайте себя ― и как можно более выгоднее.
- Деньги за обучение
В этом вам поможет обучение. В первые месяцы работы вкладывайте и время, и деньги в собственное обучение. Проходите курсы и занятия, покупайте учебники и самостоятельно тренируйтесь по ним. К примеру, вы можете воспользоваться моим обучение или консультациями, подробнее вы можете узнать на этой странице.
- Обширное портфолио
Параллельно с этим необходимо постоянно собирать свое портфолио. Оформляйте его правильно и грамотно, коллекционируйте все положительные отзывы. Чем больше у вас опыта ― тем больше вы ценитесь на рынке!
Вот, в общем-то, и все мои рекомендации, которых я придерживался в самом начале своей работы на фрилансе. Но, кстати, я и по сей дней о них не забываю. Поэтому, вы тоже используйте данные правила и у вас всё получится!
До связи, Иван!