Как удержать клиента, чтобы избежать потерю постоянных заказов?
Привет друзья. На связи Иван.
Многие предприниматели день и ночь думают — Как удержать клиента. Что значит удержать? Как минимум для этого необходимо, чтобы потенциальный заказчик обратил на вас внимание. А для этого, в свою очередь, себя нужно как проявить! И сделать это надо так, чтобы он уже никуда не делся и заключил договор именно с вами, а не сотней других претендентов на его денежки. И поверьте, они наверняка не хуже вас могут справиться с порученной работой. О том, как это нужно делать, расскажу вам я, — Иван Бурыкин. Поехали…
Итак, дано — для начала нужно проявить себя, свои навыки и умения и саму способность исполнить заказ. Это напрямую перекликается с известной фразой Наполеона о том, что нужно для начала ввязаться в бой, а там уже видно будет… Французский император немного лукавил и тактика, применяемая им довольно известна и шаблонна: сначала враг расстреливался из превосходящего числа орудий, а затем следовал добивающий удар его гвардией. Однако, почему бы нам не использовать это самое лукавство в самом начале? Когда он ещё притворялся бедной и несчастной овечкой. С которой можно поболтать, поплясать, а затем ею и поужинать.
Отсюда закон – никакого агрессивного навязывания своих услуг в начале, которое обычно выглядит как расписывание своего гениального мастерства и в избранной сфере. Всё должно выглядеть как приглашение к разговору на заданную тему, причем предложение тоже не прямое, а завуалированное. Например, мы ищем заказчика на одной из бирж для фрилансеров (о них я рассказывал тут) и видим опубликованное техническое задание (ТЗ) с неплохим бюджетом. Даже не сомневайтесь в том, что в данный момент времени его также читают десятки ваших конкурентов и они уже пишут заявки. Чтобы на вас обратили внимание, ваша заявка должна быть:
- Быстрой!
- Нестандартной!
- Умной!
- Профессиональной!
- Грамотной!
Очень часто бывает так, что наши клиенты гораздо хуже вас разбираются в том, что они хотят поручить. Поэтому если вы видите в ТЗ какую-нибудь фактическую ошибку или иной путь решения поставленной задачи, то немедленно сообщите об этом заказчику. Никаких приветствий, вас к разговору не приглашали. В обязательном порядке начинайте со слов «Извините, но…». Далее по смыслу, замеченного вами. При этом мы проявляем все качества их приведенного списка. По поводу грамотности отдельно – никогда не пишите заявку сразу в личку, обязательно напутаете торопясь, с грамматикой и орфографией. Пишите всё в Word, там хоть и не первоклассный корректор, но грубые ошибки он точно заметит, только после этого копируйте и вставляйте в личку. Занимает это лишние две секунды, а они точно ничего не решают принципиально. Многих, очень многих заказчиков отталкивает наша банальная безграмотность, не прокалывайтесь на такой мелочи.
Ещё не забыли о том, что наша первоначальная цель – обратить на себя внимание? Будьте уверены, что вас точно уже заметили. Тут дело в том, что все мы очень ревниво следим за собственным имиджем и не любим допускать ошибок. А тут вежливо и со знанием дела нам указывают на другой вариант решения заказа и вот ведь какая жалость, своих услуг в отличие от других не предлагают... Что бы вы на его месте сделали? Правильно – вступили бы в диалог уточняя детали. После чего удержать нового клиента труда никакого не составит, очень трудно психологически ему будет после этого — отдать задание кому-то другому, а не вам.
- А если ошибок в ТЗ нет, тогда что?
А вот для этого у вас должно быть несколько готовых вариантов заявки, на все случаи жизни. Тем самым мы воплощаем самую первую заповедь – быстроту. Остальные заповеди должны отталкиваться от нестандартности, которая должна вызывать удивление, улыбку (где надо), вместе с тем подчёркивать ваш профессионализм. Как именно это нужно делать, советовать не буду, всё в ваших руках и зависит только от вашего воображения и таланта. В подобные шаблоны обязательно вписываете частности из ТЗ, это придает убедительности.
Всё вышесказанное, кроме быстроты, относится и к другим формам вашей саморекламы в сети: портфолио, аккаунту в социальной сети, объявлению о ваших услугах, своему сайту или блогу. Здесь мы как рыбак раскидывающий сеть и ожидающий того, что в неё заплывет какая-нибудь рыбка. И составлять все эти формы нужно акцентируя внимание на том, что вы делаете, любым способом! В том числе и в виде приглашения любопытствующих к диалогу, ну а где диалог, то следующим пунктом программы будет договор с вами. Если вы конечно в ходе разговора не умудритесь нахамить будущему контрагенту. Чего вам ваш персональный хомяк точно не простит и тогда он выйдет на улицу с вашим портретом в руках и подписью – Ненавижу идиота! Шучу.
Ну не бывает в природе так, что люди любопытствуют от нечего делать, он либо научится чему-то хочет, либо купить. И если первое, то перед вами готовый ученик, пусть денежку копит и вступает в вашу школу, даже если её нет, то создайте! Если второе, тут всё понятно, а если непонятно то хомяк подскажет, он такой!
Как вы наверное уже поняли, всё это напрямую касается только для привлечения новых партнёров, чтобы удержать старых клиентов, это всё не пройдет. Так как будем считать, что вы их уже не только удивили вначале, но и уже одарили собственным шедевром. Лучшей зацепкой будет ваша собственная работа, которую вы уже им продали. Вы ведь вкладывались в неё, придумывали новые ходы, подходы и формально всё это теперь принадлежит им, они ведь вам заплатили. Это не совсем так, так как идеи они бесценны и не формализованы в каких либо физических вещах или в цифровом коде, но им знать об этом не обязательно!
Так вот, спустя некоторое время, попросите у них разрешение на то, чтобы использовать эти ваши идеи в другом проекте, пообещав сделать их совершенно непохожими на те, которые были применены у них. Думается мне, а это проверено на практике неоднократно, вам с барского плеча это разрешат. Да даже если и нет, какая разница? Ведь наша истинная цель была не в этом, а в том, чтобы напомнить о классном и гениальном фрилансере или веб-мастере. Который, нехороший такой, пашет теперь не на них, а на кого-то там ещё, эфемерного. Ай-я-яй, как плохо, а не запахать ли нам его опять? Если не сразу, то они точно вспомнят о вас, когда им понадобиться это.
Способы удержать клиента после того, как будет установлен диалог, индивидуальны и разнообразны и напоминают собой игру. В которой самым важным моментом является то, что в результате проведенных переговоров, ваш деловой партнер должен ощущать себя так, что он нашел гениального теоретика фриланса и это ему стоило сущие копейки! Не стоит его разочаровывать, что его так называемые «копейки», это персональное счастье вашего хомяка, который уже лапкой замазывает предыдущую фразу и меняет её на одно слово – Гений! Хомяки они такие, не ошибаются.
До связи, Иван.